четверг, 18 февраля 2016 г.

Наш дом влияет на нашу судьбу, а о самом жилище может многое рассказать его номер.

Астрологи и нумерологи убеждены, что наш дом влияет на нашу судьбу, а о самом жилище может многое рассказать его номер.
У каждого дома есть своя энергетика, которая оказывает влияние на судьбу людей, в нем живущих. Астрологи и нумерологи убеждены, что о жилище может рассказать его номер. "Высчитать судьбу" вашего дома или квартиры просто. Для этого необходимо привести к простому числу (однозначному) номер своего жилища.
Например, если номер вашей квартиры 18, то нужно сложить 1+8, получится 9. Значит, далее вам надо заглянуть в описание цифры 9. А если номер вашей квартиры 164, то надо сложить 1+6+4 = 11 = 1+1 = 2 (то есть, вам необходимо смотреть описание влияния на жилье цифры 2).
Число 1
Ваше жилье находится под влиянием Солнца
Квартиры, управляемые цифрой 1, подходят для людей, которые любят риск. Как правило, их жильцы независимы, амбициозны, успешны в карьере. Между тем, они редко используют чужой опыт и предпочитают "набивать собственные шишки". Такое число квартиры способствует успеху на работе. Оно идеально подходит для тех, кто хочет продвижения по службе.
Число 2
Ваше жилье находится под влиянием Луны.
Такой дом хорош для любви. В нем царит взаимопонимание. Ведь Луна отвечает за человеческие взаимоотношения. В таком жилье даже конфликтные люди могут быстро найти мирное решение проблем. А еще Луна отвечает за интуицию. Поэтому такое жилище благоприятно для эзотериков, спортсменов и ученых. Идеально оно подходит и тем, кто родился 20-го числа любого месяца. Однако квартир с числом 2 следует избегать чрезмерно эмоциональным людям. Луна, управляющая этим жильем, даст им еще большую чувствительность, что может привести к эмоциональной нестабильности. Также в таких квартирах не рекомендуется жить одиноким мужчинам: они могут усомниться в себе, сделаться робкими.
Число 3
Ваше жилье находится под влиянием Юпитера.
Юпитер - это планета учителей. В таких квартирах человек чувствует себя, как правило, спокойно и уверенно. В жилье, которым управляет цифра 3, обычно все упорядоченно. Жильцов отличают точные и образные формулировки в речи. Хорошей энергии в таком доме хоть отбавляй. Он идеален для преподавателей и студентов. Но не подходит и даже может быть опасен тем, кто любит сорить деньгами.
Число 4
Ваше жилье находится под влиянием Раху.
Если у вас есть какая-то проблема, которая кажется неразрешимой, сходите в гости в дом, управляемый цифрой 4. Там вам придет в голову ответ. Дело в том, что мифологическая планета Раху дает жилью упорядоченность, стабильность и защиту. А его жильцов и гостей заряжает активностью, усердием, практичностью. Такая квартира идеально подходит для людей, у которых есть неэгоистичные цели - такие, которые приведут к благу целой группы лиц. Хорошо в такое жилье поселиться неуверенным в себе людям. Там они обязательно найдут новые цели. А вот трудоголикам такая квартира не подходит: обретенная активность может привести к тому, что человек просто "сгорит на работе".

Число 5
Ваше жилье находится под влиянием Меркурия.
В квартире, управляемой цифрой 5, все крутится колесом! Тут постоянно гости - вечеринки, посиделки. Людям, живущих в таких квартирах, сопутствует успех через общение - у них высоченная коммуникабельность. Жильцы таких домов всегда в центре внимания, они отличные ораторы. Квартиры числа 5 идеально подходят для артистов, журналистов, писателей. Но в них будет некомфортно тем, кто склонен к уединению, спокойствию. Как не вспомнить "нехорошую квартиру" из романа Булгакова "Мастер и Маргарита"! Ту, где проходил бал Сатаны. Ее адрес был: Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. 50. Сплошные пятерки!
Число 6
Ваше жилье находится под влиянием Венеры.
Это дом гармонии, любви и равновесия. Обычно в нем много зелени, он обставлен со вкусом. В таком жилье даже при большом желании сложно поссориться. А еще Венера заряжает жильцов идеей, что хорошо - это когда всем хорошо. Такая квартира идеально подходит для семьи с детьми, для тех, кто хочет стать более общительным, а также для ораторов и менеджеров - им она поможет чувствовать собеседников. Не подойдет она лишь тем, кто не хочет дружбы и любви. Такие люди тоже бывают.…
Число 7
Ваше жилье находится под влиянием Кету.
Кету - удивительная мифологическая планета. И жизнь в домах, управляемых семеркой, обычно тоже удивительная. Вот всех соседей затопит, а квартиру с числом 7 - нет. Беды обходят такой дом стороной каким-то волшебным образом. Такой дом - это храм уединения и созерцания. В нем часто думают о жизни, о своем пути в ней. В подобном жилье комфортно одиноким людям и тем, кто занимается эзотерикой. Но оно не подходит тем, кто нацелен на материальный успех. Финансовое благополучие к жильцам такого дома приходит обычно только в том случае, если его цель - служение другим.
Число 8
Ваше жилье находится под влиянием Сатурна.
В таком доме обычно изобилие - и любовь, и друзья, и денежный достаток. Сатурн дарит жильцам целостность и успех в разных областях. Дает силу, трудолюбие, практичность. В нем даже люди с плохим здоровьем чувствуют себя в тонусе. Это очень хорошая квартира. Но она не подходит тем, кому нужен резкий скачок в карьере, завистливым людям и тем, кто не умеет распоряжаться деньгами.
Число 9
Ваше жилье находится под влиянием Марса.
Девятка - это завершение цикла. Поэтому люди, которые живут в домах, управляемых девяткой, чаще всего пожинают плоды своих прошлых усилий. У хозяев девятка усиливает чувство сострадания и желание покровительствовать. В таком жилье обычно есть домашние животные, его жильцы с удовольствием участвуют в различных благотворительных проектах - у них велико желание отдавать. Это дом глубины и мудрости. Он идеально подойдет для руководителей, которые хотят заботиться о своих подчиненных. Но такое жилье противопоказано альтруистам - могут остаться без последних штанов.
КСТАТИ
Похудеть поможет девятка, а разбогатеть - семерка с единицей.
Ускорять или замедлять время, приумножать удачу и любовь, "ликвидировать" неприятности - для этого необязательно обладать сверхъестественными способностями. Просто нужно знать магические комбинации цифр, которые помогут добиться желаемого, утверждают нумерологи.
"Если вам нужно ускорить тот или иной процесс, к примеру, вы опаздываете на работу, а транспорта как назло нет или денег в кошельке совсем не осталось, а долгожданную зарплату задерживают, повторяйте про себя как можно чаще "двадцать", - говорит днепропетровский психолог-нумеролог Лариса Браницкая. - Двойка умножит ваши усилия, а ноль сведет на нет силу противодействия.
Если же, наоборот, нужно замедлить события - следует повторять цифру "четыре". 4 - это квадрат, самая устойчивая фигура. Ведь известно, что у квадрата все стороны равны, так что куда ни кинешься, везде одно и то же - устойчивость и замедление.
Для прибавления купюр в кошельке или количества поклонников нужно представить соответствующую картинку и использовать комбинацию "семь плюс один". 7 - цифра таинственного действия, 1 - цели и энергии, ну а в результате 8 (7 + 1) - число бесконечности.
С помощью магии цифр можно даже похудеть!
"Представьте себя стройной березкой и повторяйте: "десять минус один", - говорит нумеролог. - Но в этом случае будьте готовы к любым переменам: 10 - 1 = 9, а 9 - цифра перемен.
Если вам не хватает счастья, удачи, легкости, на помощь придет комбинация "двадцать один". Между прочим, по словам Ларисы Браницкой, если подсчитать нумерологическое значение слова "счастье" (то есть сложить буквы в их цифровом исчислении), то тоже выйдет 21!
Нехватку времени можно восполнить, повторяя число "девяносто один". 9 - перемена, 1 - самая быстрая цифра. Кроме того, 1 - начало, 9 - конец, то есть полный охват временного цикла. Вот и выходит, что номер 911 - вовсе не случаен, да и пользуются им не только как номером спасения в некоторых странах, знающих толк в нумерологии. Нумерологи знают, что 911 - это еще и номер Вселенской канцелярии - той самой, где на все отводится свое время.
ИСТОЧНИК

среда, 20 января 2016 г.

Почему у А.Пушкина "Русалка на ветвях сидит"?

15 тайн знаменитых книг

Многие известные литературные произведения имеют свои секреты и тайные истории. И порой читать о них не менее интересно, чем сами книги.

Руслан и Людмила
Александр Сергеевич Пушкин

Вы никогда не задумывались, почему у Пушкина «русалка на ветвях сидит»? Образ русалки, которая наполовину женщина, наполовину рыба, — это наследие западноевропейской культуры. Мы привыкли представлять русалку с рыбьим хвостом, однако западная русалочка и русалочка из русского фольклора — совершенно разные персонажи. Чаще всего русалочку в русской традиции изображают как дородную, красивую, молодую женщину с бледным лицом и с длинными зелеными волосами. Главное ее развлечение — сидеть на ветках деревьев и расчесывать свои волосы.

Маленький принц
Антуан де Сент-Экзюпери

Все герои сказки имеют своих прототипов. Образ самого принца глубоко автобиографичен — это Экзюпери в детстве. Роза, которую Маленький принц любит и охраняет, — его красивая, но капризная жена, латиноамериканка Консуэло. А Лис — это Сильвия Рейнхардт, хороший друг Экзюпери, которая помогала ему в трудные времена.

Таинственный остров
Жюль Верн

Известно, что Жюль Верн обычно писал свои романы, основываясь на собственных научных знаниях. Но в «Таинственном острове» он намеренно умолчал одну деталь: в описании способа изготовления нитроглицерина для подрыва гранитной скалы не хватало катализатора (платина), без которой вся эта затея ни за что бы не сработала.

Хоббит, или Туда и обратно
Джон Рональд Руэл Толкин

Толкин хотел написать лишь небольшую сказку для чтения собственным сыновьям, но так увлекся, что получилась полноценная книга с картами и иллюстрациями. Сначала существовал лишь один рукописный экземпляр книги, которую профессор иногда давал почитать своим друзьям и ученикам. Именно благодаря одной из его учениц книга и увидела свет, а позже еще и получила продолжение.
Также интересным фактом является то, что рецензентом для этой книги стал десятилетний мальчик, сын директора издательства, в котором она впервые была напечатана.

Али-Баба и сорок разбойников

Знаменитая фраза «Сезам, откройся» в переводе на русский язык должна была звучать как «Кунжут, откройся».

Алиса в Стране чудес
Льюис Кэрролл

Персонажи Шляпник и Мартовский Заяц происходят из двух английских поговорок: «сумасшедший, как шляпник» и «сумасшедший, как мартовский заяц». Поговорка о шляпнике связана с тем, что в старину при изготовлении фетра для шляп использовалась ртуть, хроническое отравление которой вызывает психические расстройства. А сумасшествие мартовских зайцев объясняется брачным периодом, наступающим весной.

Макбет
Уильям Шекспир

Шекспир вовсе не выдумал сюжет пьесы «из головы». Он талантливо изложил средневековое сказание, причем довольно близко к первоисточникам. «Макбет» является самой популярной пьесой Шекспира. Она исполняется в мире каждые четыре часа.

Гарри Поттер и узник Азкабана
Дж.К. Роулинг

Когда книга «Гарри Поттер и узник Азкабана» была выпущена в Великобритании, издатель, во избежание прогулов, попросил владельцев книжных магазинов не продавать книгу, пока школы не закроются на один день.

Лолита
Владимир Набоков

Считается, что на написание романа Набокова вдохновила нашумевшая история о Чарли Чаплине, который полюбил свою вторую жену Литу Грей, когда ей было 12 лет.

Граф Монте-Кристо
Александр Дюма

Сюжет «Графа Монте-Кристо» был почерпнут из архивов парижской полиции. Сапожник Франсуа Пико был арестован по доносу и брошен в крепость, где провел около 7 лет. В тюрьме Пико прорыл подземный ход в соседнюю камеру, где содержался богатый итальянский священник. Они подружились, и перед смертью священник поведал Франсуа тайну о скрытом в Милане сокровище. После выхода на свободу Пико овладел завещанными ему сокровищами и под другим именем объявился в Париже, где посвятил 10 лет возмездию за подлость и предательство.

Горе от ума
Александр Сергеевич Грибоедов

В 19 веке актрисы отказывались играть Софью в «Горе от ума» со словами: «Я порядочная женщина и в порнографических сценах не играю!». Такой сценой они считали ночную беседу с Молчалиным, который еще не был мужем героини.

Побег из Шоушенка
Стивен Кинг

Стивен Кинг продал права на экранизацию своей книги всего за 1 доллар. Он дает такую возможность начинающим режиссерам или студентам, при этом оставляя себе все права на произведения и запрещая извлекать из получившихся фильмов коммерческую выгоду.

451 градус по Фаренгейту
Рэй Брэдбери

Вскоре после издания антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» издательство Ballantine Books выпустило дополнительную специальную серию: 200 экземпляров романа были обернуты обложкой из материала на основе асбеста с исключительными противопожарными свойствами.

Грозовой перевал
Эмили Бронте

Поскольку на момент выхода романа занятие писательским мастерством считалось неподходящим для женщины, его пришлось опубликовать под мужским именем. Спустя год после выхода книги Эмили Бронте умерла, так никогда и не узнав, какое место займет ее роман в истории мировой литературы. Уже после смерти Эмили сестра Шарлотта переиздала роман и добавила предисловие, в котором объяснила, что автор романа на самом деле — женщина.

Бойцовский клуб
Чак Паланик

Однажды Чак Паланик отдыхал на природе и повздорил с соседним лагерем, после чего его крепко побили. Вернувшись на работу с лицом в синяках, Паланик увидел, что никто из коллег не спрашивает, что случилось. Тогда у него и родилась идея романа «Бойцовский клуб». По ходу написания книги Паланик еще не раз ввязывался в уличные драки, испытывая опыт своих героев на собственной шкуре.


Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/15-tajn-znamenityh-knig-1153910/ © AdMe.ru

пятница, 18 декабря 2015 г.

4 ПРОСТЫХ СПОСОБА ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ДЕТЕЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Театр вместо уроков и прогулка вместо домашки Марта Райцес

Вы хотите, чтобы ваши дети кроме легкомысленных сборников подростковых детективов и статей в СМИ о новинках компьютерных игр взялись за тексты из школьного перечня? Это легко достижимо! Если заменить им родителей. Да-да, вас. На мам и пап, которые вместо напоминаний и запугиваний несданным итоговым сочинением разрешают прогуливать уроки, листать журналы и гулять по вечерам. А еще говорят со своими детьми не об оценках, а о важном.
Вместо урока сходите в театр
Родители редко разрешают подросткам прогуливать школу, тогда как в городе есть как минимум одно место, где детей могут научить большему, чем в классе. Это «Театр.doc». В рамках проекта «Слово и вещь» актеры поговорят со зрителями о Пушкине, Белом, Цветаевой, Казакове и других классиках. В работе участвуют сотрудники писательских музеев, так что в достоверности произнесенного со сцены можно не сомневаться. Учитель одобрит. Также «Театр.doc» с позволения департамента по культуре и департамента образования прикасается к святому — гоголевской шинели, играя два спектакля: «Гоголь. Д/з: Вий» и «Гоголь. Д/з: Тарас Бульба». Труппа проводит театрализованные уроки по текстам Лескова, Чехова, Достоевского и Карамзина и в школах.» Александра Грибоедова.
Вместо хрестоматии откройте книгу или журнал
Нет ничего скучнее для ученика, чем учебник. Замените его на книгу из серии «Живая классика» издательства CLEVER. «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Хаджи-Мурат» Льва Толстого или «Капитанская дочка» Александра Пушкина с остроумными комментариями на полях, яркими иллюстрациями и статьями по теме скорее заинтересуют школьника, чем приведенные отрывками в черно-белой хрестоматии. Ребенок не хочет читать книгу? Принесите ему журнал проекта «Интерактивная классика». Привычный формат А4, много пахнущих типографией страниц, красивый человек и горячие надписи на обложке, современная верстка, статьи под редакцией Леонида Клейна, ведущего популярной передачи «Каменный гость» на радиостанции «Серебряный дождь». А темы выпусков — романы из школьной программы.
Опрос 600 старшеклассников и студентов, проведенный в этом году журналом «Большой город» выявил, что 81 человек считает необходимым исключить из обязательной программы чтения Льва Толстого, 74 — Федора Достоевского, 50 — Александра Солженицына, 43 — Михаила Шолохова, 33 — Александра Пушкина, 32 — Михаила Салтыкова-Щедрина, 30 — Максима Горького и далее, и далее.
Обоснования таковы:
«Исключить Толстого, ибо он туп и скудоумен»;
«Надо исключить муторного Достоевского, потому что он непонятный мне шизофреник»;
«Читать Шолохова невозможно»;
«Убрать Гоголя. Не смешно, не страшно, депрессивно»;
«Некрасова! Он слишком грубый!»;
«Ладно Ахматова, но Цветаева-то, простите, на фига? Убрать»
Вместо домашнего задания отпустите гулять
Вечер за письменным столом с тусклым освещением и кислым настроением не придает поэтичности взгляду человека на рассказы, поэмы, стихи и басни. А несколько часов на свежем воздухе в рамках литературных экскурсий от команды центра «Огни столицы», наоборот, вдохновляют на прочтение классических текстов. Пройдитесь на выбор с детьми по знаковым местам для Бунина, Ильфа и Петрова, Булгакова, Евтушенко, Рождественского, Цветаевой, Чехова, Пастернака, Ахмадулиной. Побывайте в Москве, в которой пишут и читают, а не грустят над тетрадями.
И... поговорите
Школьникам кажется, что между ними и перечисленными писателями и поэтами стоят века. На самом деле между ними и книгой — скучные и трусливые взрослые. Вместо того чтобы честно и с уважением отнестись к мнению подростков, поговорить о том, что сейчас происходит в Сирии и на Украине через тексты о войне, которых в хрестоматиях много, они спрашивают их о том, как и кого в романе зовут и какого цвета обои в комнате главного героя. Эти неинтересные, незначимые беседы бросают тень равнодушия на нераскрытые томики.

Ребенок будет читать книги классиков тогда, 
когда станет ясна взаимосвязь между их художественной реальностью и его сегодняшним днем
Она есть, но теряется в речах многих учителей и родителей. Разве «Ревизор» — это про вчера? А если открыть утреннюю газету? А что, нет вокруг «Преступлений и наказаний»? А вопрос «Кому на Руси жить хорошо» звучит иначе? А «Ям» в стране и в мире больше нет? Все после текста Куприна «заасфальтировали»? Серьезная литература требует содержательного разговора или философского молчания. Тестов с шаблонными «обведи кружочком» и избитых фраз о великих, гениальных, прекрасных, восхитительных она не предполагает.
Будьте смелы говорить не об уроках в школе, а о будущем, к которому они готовят ваших сыновей и дочерей. И тогда дети ради этого откровенного общения и благодаря ему поймут, что литература не школьное обязательство, и примут ее как часть взрослой сложной разносторонней жизни, к которой они стремятся.

«ОТМЕТКА — ЭТО ВИНТОВКА, ПРИСТАВЛЕННАЯ КО ЛБУ РЕБЕНКА» Шалва Амонашвили — о разнице между отметкой и оценкой

Учитель Шалва Александрович Амонашвили (родился в 1931 году в Тбилиси) — создатель гуманной педагогики. Почти полвека назад он отказался от системы отметок в школе. О том, почему отметки не только мешают учиться, но и портят ребенка, Амонашвили рассказал Кириллу Михайлову.
Что такое гуманная педагогика?
То, что сотворили мы с коллегами, это не метод, это направление — гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе. Более коротко это называют гуманной педагогикой.
Отметки просто необходимы в авторитарном педагогическом процессе. Если их просто изъять — это как провести хирургическую операцию и по ошибке изъять из организма что-то очень важное. Так что в авторитарном процессе, наиболее массовом в бытующей практике, отметка выполняет функцию устоя, на отметках держится образовательный авторитарный мир. Не надо смущаться слова «авторитарный», потому что и вы, и я — воспитанники авторитарного процесса, мы получили неплохое воспитание, и знания тоже получили. Отметки родились в рамках авторитарного сознания, это очень давняя традиция.
В Средние века обучение детей велось при храмах, там применялись очень жесткие способы принуждения детей к учению — физические наказания, унижения. Можно посмотреть альбом Роберта Альта, где все это проиллюстрировано: учитель в одной руке держит книгу, а в другой розги. С появлением схоластических школ в XV веке наказания в виде унижений (например, стоять в углу на коленях) остались, но от телесных наказаний отказались, а взамен ввели отметки.
Когда вместо телесных наказаний появились отметки, все строгости были переложены на плечи родителей, и возникло «отцовское время». Родители в те времена уже понимали, что от образования зависит жизнь не только их детей, но и всей семьи, поэтому за плохие оценки наказывали очень строго.
Классика педагогики — Квинтилиан, Коменский, Песталоцци, Локк, Руссо, у нас это будут Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, — об отметках практически ничего не говорят. Они видят зло в отметках, и поэтому, не зная, как с этим бороться, не касаются этой темы. Они говорят о гуманном подходе к детям, вере в ребенка, в свои силы. В основе почти у всех классиков христианская культура, в которой нет наказания и принуждения, просто сказано — бойтесь Бога, то есть имейте совесть.
В XX веке педагогика начинает обнаучиваться, хотя это не наука, это высочайшее искусство, философия. Педагогика зиждется на вере: вере в Бога, красоту, добро, в себя, в ребенка, наконец.
Шалва Александрович Амонашвили
А вы верите в Бога?
Я последователь классики, я не могу не верить в Бога. Я как педагог исхожу из христианских постулатов. Итак, вера лежит в основе классического образования, но начался процесс обнаучивания образования. Научные понятия начали накладывать на процессы и они стали выхолащивать дух образования. Получилось, что урок есть форма организации учебного процесса. Грустно, да? Школа есть учебно-воспитательное заведение. А зачем мне в заведении работать? Учитель — это предметник, опять грустно становится. Христос был Учитель, неужели Он какой-то предмет нес кому-то? Вот как это стало выглядеть.
Но тут есть другой важный аспект. Хотя корни традиционной педагогики в храмах, но там же рождалось и неверие в ребенка: он изначально не хочет учиться, поэтому мы должны разными способами принуждать его — кричать, грубить, угрожать, выставлять на посмешище перед одноклассниками. А ведь Христос сказал: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф 18:5). А учитель может выгнать ребенка из класса, он посылает родителям донос в виде отметки, настраивает их против ребенка. Этого учительского зла сейчас в школе очень много. Может, учителя и не хотят быть такими, но сама обнаученная педагогика вынуждает их так поступать. А впереди еще ЕГЭ, а ЕГЭ не верит в дух человека.
Вы начали работать в школе в 1950-е годы, идеи гуманной педагогики появились сразу?
Нет, эти идеи пришли ко мне, когда я начал вести эксперименты в 1962-1963 году. Я сам — бывший двоечник, я помогал детям, чтобы они не стали двоечниками. Мы с коллегами занимались проблемами развития и увидели, что во время экспериментов дети очень быстро развивались, могли перейти из третьего в пятый класс. В 1969 году мы ввели пятидневку, так из Грузии она и пошла по всей стране, решение принималось на уровне ЦК. В 1967 году мы отказались от отметок: словесных, в виде цифр, поощрений, которые могли восприниматься как отметки. Скажешь: «Молодец». Ребенок бежит домой: «Я сегодня „молодец“ получил!» Взамен мы ввели оценки. До сих пор очень многие учителя путают отметки и оценки.
Оценка — это мой взгляд: вот я на вас смотрю, улыбаюсь, посмотрел в вашу тетрадку: «Ой, как интересно ты пишешь. А может, вот так попробуешь?» Вызываю к доске, задаю вопросы, хвалю, что ребенок исправил свои ошибки. То есть я выражаю свое отношение к ребенку, это уже оценочная деятельность учителя, через нее я взращиваю личностные качества ребенка.
Шалва Александрович Амонашвили с учениками
Можно сказать, что отметка — это объективация результатов образовательного процесса? То есть отметка относится не к личности, а к процессу?
Да, это материализованная сторона процесса образования. Процесс имеет глубокое содержание, а отметка не имеет. Когда ваш сын придет домой с пятеркой, вы думаете, что все хорошо. А если с тройкой или двойкой, то отец уже недоволен. Отметки начинают портить отношения родителей и детей. Даже пятерки портят, потому что у ребенка взращивается гордыня. Но самое главное — отметки отводят детей от их природы, заслоняют познавательные мотивы. Дети от рождения хотят учиться и познавать, это суть человека — познать все от черных дыр до атомов. Но когда ребенок идет в школу, то вместо роста знаний он ориентируется на отметки, то есть подменяется мотив. А через год-другой ребенок не только привыкает к отметкам, но уже хочет получить то, что они ему дают: хорошее отношение родителей, велосипед, карманных денег.
А как развивать оценочные суждения у старшеклассников на таком материале, как, например, коллективизация или холокост?
Учитель должен прививать детям оценочные эталоны, чтобы сравнить новый предмет с эталоном и найти в этом предмете хорошие и плохие стороны. Я как учитель должен рассказывать о коллективизации и холокосте так, как государство мне велит. Но у вашего учителя есть своя оценка, так что за рамками урока я расскажу вам, что я думаю о коллективизации или холокосте, а завтра жду вашего собственного мнения по этому факту.
Как вам удавалось делать это в советское время? Это же прямая антисоветчина?
Ну в Грузии о нас писали как о буржуазных педагогах, нас несколько раз закрывали. Но нас почему-то всегда защищала Москва: газета «Правда», Академия педагогических наук. И мы продолжали работать, даже как-то ухитрялись печатать учебники.
Шалва Александрович Амонашвили за работой
А как бы вы поступили, столкнувшись в наши дни с откровенным шовинизмом среди старшеклассников?
Такое может быть. Учитель должен терпеливо излагать свое мнение, он должен стать не преподавателем, а именно учителем. Он должен подружиться со своим учеником, чтобы тот видел, что учитель любит его: не отметками, не криками, любит его и с шовинизмом, принимает таким, какой он есть. Из этого рождается духовная общность с ребенком, который начнет хотя бы прислушиваться. Именно это и называется гуманной педагогикой, это не технология, а духовный мир учителя, культура, может быть и вера. А потом, если эта общность усилится, пусть учитель пойдет вместе с ребенком в компанию, где собираются эти шовинисты, чтобы потом обсудить, что там было. Мир мы этим не перестроим, но, может быть, у одного учителя получится предотвратить один будущий теракт. И если такого шовиниста будут исключать из школы, я горой встану за него: не отдам! Пусть он так и останется при своих убеждениях, но он будет помнить, как я его защищал.
У вас в детстве был такой учитель?
Я был двоечником. Моя учительница по родному языку и литературе увидела эти двойки и начала ставить мне пятерки. Я ее очень полюбил, потому что она одна увидела во мне человека. И однажды она сказала мне: «Мальчик, мои пятерки краснеют рядом с двойками. Как быть?» Для меня были важны не пятерки, а то, что она верит в меня. Я начал зубрить математику, химию, физику... И вот в итоге я стал тем, кем стал.
В старших классах мы должны девальвировать сам смысл отметок. Кстати говоря, Министерство образования РФ разрешило не ставить отметки в начальных классах. Но многие учителя этого не знают, а многие не готовы к этому. Вообще, детский психолог Даниил Эльконин дал такое определение: отметки — это винтовка, нацеленная в лоб ребенка. Он не уточнил, двойки или тройки. А я бы сказал — пятерки нацелены в сердце, потому что они искажают нравственность ребенка, тройки порождают равнодушие, двойки вызывают возмущение ребенка.
В старших классах пусть учителя по каждому предмету скажут: «Давайте сейчас проведем контрольную, и каждый из вас сам проверит свою работу и поставит себе отметку». Это и ошибки исправить помогает, и совесть проверяется, то есть развивается личность. Учитель только должен помочь и подсказать. Отметки превращаются в термометр — мы измерили уровень наших знаний. Ведь мама не кричит на ребенка, когда термометр показывает у него 39. Но надо не забывать, что отметка не измеряет личность.
Вот, например, кончается четверть, ставится итоговая отметка. Это нечто среднеарифметическое. Но получается, что где-то ребенок ленился, получил двойку, и так и не знает этого материала. А где пятерка — знает. И на что влияет и что показывает итоговая отметка? Можно сунуть голову в духовку, а ноги в морозилку и сказать, что средняя температура 36,6?
Так что давайте отдадим отметки детям, они же люди, мы же их для жизни готовим. Они должны оценивать мир, себя, свое отношение к людям.
Как ЕГЭ влияет на школьное образование?
Меня приглашал министр образования Владимир Филиппов (1998–2004) и просил поддержать ЕГЭ, но я отказался. Что мы хотим получить от выпускника школы? Чтобы это был робот? Компьютер, начиненный знаниями? Или гражданина страны? ЕГЭ, конечно, не измеряет качества гражданина. Личностные оценки вообще не принимаются в расчет. Измеряются знания, но случайными способами: один вопрос, три ответа, иногда ответы абсурдные. К ЕГЭ готовят уже не репетиторы, а тренеры. Ради того, чтобы хорошо сдать ЕГЭ, во многих московских школах уже в 9 классе детей переводят на домашнее обучение или на вечернее, или они начинают прогуливать ради занятий с репетитором, а в школах на это смотрят сквозь пальцы. Это только в сельской местности, где нет репетиторов, школа готовит к ЕГЭ. А в городах все по-другому.
9, 10 и 11 классы — это лучший сензитивный период у подростка, время становления мировоззрения. Вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос патриотом? Школьник, который просто читает стихи о Родине — в нем ничего не останется. Это не любовь к Родине, это язык крутится во рту. Разве ЕГЭ это проверяет? Нет. Эту болезнь мы должны пройти и придти к чему-то лучшему. А учитель должен понять, что его сила и влияние на детей не в отметках, а в доброте, в том, что он защитник для детей. Личность воспитывается личностью, а не отметками, технологиями или предметом.
Где сейчас есть такие школы?
Сейчас уже во многих школах можно встретить Марью Ивановну, учительницу начальных классов, которая применяет методы гуманной педагогики. Но одновременно вы встретите трех других учителей, которые работают по-старому.
Я был премирован Министерством образования за внедрение гуманной педагогики в России, так что даже наше правительство одобряет это направление. Несколько десятков тысяч учителей — наши последователи, причем не только в России или бывших советских республиках, но даже в Финляндии и в Германии. Это движение пошло именно из бывшего СССР, образовательный мир не знает ничего похожего. Но мы очень осторожны в распространении наших идей, потому что не все это поймут, а кто-то может и исказить.

Московская школа № 200 в Ясеневе уже 15 лет работает без отметок. Мы сделали ее такой за два года: отказались от авторитаризма, подготовили учителей, кто не хотел — ушли.


четверг, 17 декабря 2015 г.


Нет ничего скучнее школьного учебника...

Нет ничего скучнее школьного учебника по русской литературе. Все писатели в нем гении. Все они родились, написали свои гениальные произведения и умерли. У них не было личной жизни. Они не ели, не спали, не путешествовали, не били друг другу морду. Русские писатели в школьном учебнике занимались исключительно тем, что беспокоились о будущем отчизны и поклонялись прекрасной даме. Тургеневу единственному разрешено было иногда охотиться, но тоже только для того, чтобы потом писать о прекрасной русской природе. А так, в целом, картина печальная. Гончаров лежал на диване, Крылов безбожно обжирался, за Пушкина вообще стыдно - взрослый мужик всю жизнь прожил с няней, ел с ложечки и засыпал под сказки. Ну что, кто-то станет их читать? Ну, возможно, какой-нибудь сильно прыщавый восьмиклассник и станет. Я лично - нет. Я страшно рада за Наташу Ростову и за её первый бал, но на сто второй странице описания этого чуда чудного мне хочется выйти в окно, Лев Николаевич.
А между тем, проблема решается просто. Просто нужно говорить о писателях правду!
 Не надо говорить, что Некрасов со своим "Кому на Руси жить хорошо" ездил по деревням и весям, обливаясь слезами за бедный русский народ. Скажите правду - что Некрасов жрал в три горла и тратил тысячи направо и налево. Что деревню он видел, проезжая в своей роскошной троечке, медведей стрелять из заграничных ружей. Что Гончаров не лежал на диване, а плавал кругосветку, вот, дневник остался, не хуже Крузенштерна, надо сказать. Дайте шанс Лескову - у него кроме как про блоху вообще ничего не читают, так скажите, что Лесков был вегетарианцем, пусть его хотя бы кто-то, хотя бы свои полистают. Скажите, что Бунин при живой жене стал жить с молоденькой девушкой, поселив их всех вместе. Что им от бедности было нечего есть, нечего носить, нечем писать - чернил и то не хватало. А то слишком идеальный у нас нобелевский лауреат получается. Почему никто не скажет, что Паустовский работал в трамвае? Что Волошин спал на снегу в горах Андорры, дойдя оттуда из Франции пешком? Что Цветаева брилась налысо? 
Господи, писатели такие же люди. Дайте им шанс!

пятница, 11 декабря 2015 г.

Лауреат Нобелевской премии по литературе выступила в Стокгольмской ратуше.

Светлана Алексиевич: 
У нас есть герои революции.

Я благодарю Шведскую академию за высокую награду, которую не смею себе присвоить. Я принимаю ее как поклон многих поколений советских людей, которые еще недавно жили вместе в огромной стране — СССР, марксистской лаборатории «светлого будущего», как поклон их страданиям и боли. Они уходили в небытие в сталинских лагерях, на шахтах Магадана и Воркуты, получали пулю в затылок в застенках НКВД, погибали на фронтах Второй Мировой войны и других войн, которые вела империя. Великая идея безжалостно пожирала своих детей. Идеям не бывает больно, жалко людей.
В перестройку мы мечтали о свободе, а оказались в совсем другой точке истории. На постсоветском пространстве вместо свободы расцвел автототалитаризм разных мастей — русский, белорусский, казахский. Медленно и неуверенно мы выбираемся из-под обломков красной империи. Одна из героинь моей книги «Время секонд-хэнд, у которой вся семья была выслана в Сибирь и там погибла, со слезами на глазах пела, когда мы сидели у нее на кухне:
Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля.
Просыпается с рассветом
Вся советская земля.
Кипучая, могучая,
Никем не победимая,
Страна моя, Москва моя,
Ты самая любимая!
Прошлое не выпускало ее из своих хищных объятий. Ее научили верить, в ней все еще жила те девочка, у которой Сталин когда-то забрал все. А она все-равно верила. Во что?
Я хочу рассказать о моей стране — Беларуси. В Минске, в аэропорту, когда я летела в Варшаву, ко мне подошли две молодые девушки, они плакали: «Спасибо вам... Понимаете, мы теперь есть, теперь все знают где находится Беларусь». Это «спасибо» я передаю всем вам.
После августовского путча 1991 года, когда Беларусь получила независимость, уже выросло несколько поколений. У каждого из них была своя революция. Они выходили на Площадь, они хотели жить в свободной стране. Их избивали, отправляли в тюрьмы, выгоняли из институтов, увольняли с работы. Наша революция не победила, но герои революции у нас есть.
Свобода — это не быстрый праздник, как мы мечтали. Это путь, долгий путь. Теперь мы это знаем.
Мы все живем в общем мире. Он называется Земля. В этом нашем мире стало неуютно. Включаешь телевизор, и там, захлебываясь от восторга, диктор рассказывает о новых военных самолетах, кораблях на русском, английском и других языках. Опять наступила эпоха варварства, эпоха силы. Демократия отступает. Вспоминаются 90-ые годы — тогда всем — и вам и нам — казалось, что мы вступили в безопасный мир. Я помню диалоги Горбачева с Далай-ламой о будущем, о конце истории. Сегодня все это кажется красивой сказкой. Теперь мы свидетели новой схватки добра и зла. Свидетели и участники.
Что может искусство? Цель искусства — накапливать человека в человеке. Но когда я была на войне в Афганистане и теперь, когда разговаривала в Украине с беженцами из Донбасса, я слышала, как быстро слетает с человека культура и выползает чудовище, обнажается зверь. Но я продолжаю писать, как учили меня мои учителя — белорусские писатели Алесь Адамович и Василь Быков, которых в этот день я хотела бы вспомнить с благодарностью, как учила моя украинская бабушка, которая в детстве читала мне «Кобзаря» Тараса Шевченко наизусть. Пишу - зачем? Меня называют писателем катастроф. Это неправда, я постоянно ищу слова любви. Ненависть нас не спасет, нас спасет только любовь. Я надеюсь.
На прощание я хотела бы, чтобы в этом великолепной зале прозвучало белорусское слово, язык моего народа.
У адной беларускай вёсачцы старая жанчына праводзіла мяне словамі: «Хутка мы разыдземся з табой у розныя бакі. Дзякуй табе, што ты паслухала мяне і панясеш маю больку людзям. Прашу цябе, калі пойдзеш — агляніся на маю хатку. Агляніся не адзін, а два разы. Другі раз чалавек аглядаецца не па чужынцы, а ўжо з сэрцам».
Я хочу поблагодарить вас за ваше сердце, за то, что вы услышали нашу боль.