пятница, 18 декабря 2015 г.

4 ПРОСТЫХ СПОСОБА ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ДЕТЕЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Театр вместо уроков и прогулка вместо домашки Марта Райцес

Вы хотите, чтобы ваши дети кроме легкомысленных сборников подростковых детективов и статей в СМИ о новинках компьютерных игр взялись за тексты из школьного перечня? Это легко достижимо! Если заменить им родителей. Да-да, вас. На мам и пап, которые вместо напоминаний и запугиваний несданным итоговым сочинением разрешают прогуливать уроки, листать журналы и гулять по вечерам. А еще говорят со своими детьми не об оценках, а о важном.
Вместо урока сходите в театр
Родители редко разрешают подросткам прогуливать школу, тогда как в городе есть как минимум одно место, где детей могут научить большему, чем в классе. Это «Театр.doc». В рамках проекта «Слово и вещь» актеры поговорят со зрителями о Пушкине, Белом, Цветаевой, Казакове и других классиках. В работе участвуют сотрудники писательских музеев, так что в достоверности произнесенного со сцены можно не сомневаться. Учитель одобрит. Также «Театр.doc» с позволения департамента по культуре и департамента образования прикасается к святому — гоголевской шинели, играя два спектакля: «Гоголь. Д/з: Вий» и «Гоголь. Д/з: Тарас Бульба». Труппа проводит театрализованные уроки по текстам Лескова, Чехова, Достоевского и Карамзина и в школах.» Александра Грибоедова.
Вместо хрестоматии откройте книгу или журнал
Нет ничего скучнее для ученика, чем учебник. Замените его на книгу из серии «Живая классика» издательства CLEVER. «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Хаджи-Мурат» Льва Толстого или «Капитанская дочка» Александра Пушкина с остроумными комментариями на полях, яркими иллюстрациями и статьями по теме скорее заинтересуют школьника, чем приведенные отрывками в черно-белой хрестоматии. Ребенок не хочет читать книгу? Принесите ему журнал проекта «Интерактивная классика». Привычный формат А4, много пахнущих типографией страниц, красивый человек и горячие надписи на обложке, современная верстка, статьи под редакцией Леонида Клейна, ведущего популярной передачи «Каменный гость» на радиостанции «Серебряный дождь». А темы выпусков — романы из школьной программы.
Опрос 600 старшеклассников и студентов, проведенный в этом году журналом «Большой город» выявил, что 81 человек считает необходимым исключить из обязательной программы чтения Льва Толстого, 74 — Федора Достоевского, 50 — Александра Солженицына, 43 — Михаила Шолохова, 33 — Александра Пушкина, 32 — Михаила Салтыкова-Щедрина, 30 — Максима Горького и далее, и далее.
Обоснования таковы:
«Исключить Толстого, ибо он туп и скудоумен»;
«Надо исключить муторного Достоевского, потому что он непонятный мне шизофреник»;
«Читать Шолохова невозможно»;
«Убрать Гоголя. Не смешно, не страшно, депрессивно»;
«Некрасова! Он слишком грубый!»;
«Ладно Ахматова, но Цветаева-то, простите, на фига? Убрать»
Вместо домашнего задания отпустите гулять
Вечер за письменным столом с тусклым освещением и кислым настроением не придает поэтичности взгляду человека на рассказы, поэмы, стихи и басни. А несколько часов на свежем воздухе в рамках литературных экскурсий от команды центра «Огни столицы», наоборот, вдохновляют на прочтение классических текстов. Пройдитесь на выбор с детьми по знаковым местам для Бунина, Ильфа и Петрова, Булгакова, Евтушенко, Рождественского, Цветаевой, Чехова, Пастернака, Ахмадулиной. Побывайте в Москве, в которой пишут и читают, а не грустят над тетрадями.
И... поговорите
Школьникам кажется, что между ними и перечисленными писателями и поэтами стоят века. На самом деле между ними и книгой — скучные и трусливые взрослые. Вместо того чтобы честно и с уважением отнестись к мнению подростков, поговорить о том, что сейчас происходит в Сирии и на Украине через тексты о войне, которых в хрестоматиях много, они спрашивают их о том, как и кого в романе зовут и какого цвета обои в комнате главного героя. Эти неинтересные, незначимые беседы бросают тень равнодушия на нераскрытые томики.

Ребенок будет читать книги классиков тогда, 
когда станет ясна взаимосвязь между их художественной реальностью и его сегодняшним днем
Она есть, но теряется в речах многих учителей и родителей. Разве «Ревизор» — это про вчера? А если открыть утреннюю газету? А что, нет вокруг «Преступлений и наказаний»? А вопрос «Кому на Руси жить хорошо» звучит иначе? А «Ям» в стране и в мире больше нет? Все после текста Куприна «заасфальтировали»? Серьезная литература требует содержательного разговора или философского молчания. Тестов с шаблонными «обведи кружочком» и избитых фраз о великих, гениальных, прекрасных, восхитительных она не предполагает.
Будьте смелы говорить не об уроках в школе, а о будущем, к которому они готовят ваших сыновей и дочерей. И тогда дети ради этого откровенного общения и благодаря ему поймут, что литература не школьное обязательство, и примут ее как часть взрослой сложной разносторонней жизни, к которой они стремятся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий